Тихвин,Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь 1560г,Собор Успения Пресвятой Богородицы 1515г.
Тихвин,Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь 1560г,Собор Успения Пресвятой Богородицы 1515г.


Тихвин, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь 1560 г., Собор Успения Пресвятой Богородицы 1515 г.
Сьёмка 20 февраля 2010 г. Координаты: 59°39′11′N  33°31′11′E
Смотреть на карте: Космоснимки Космоснимки   Яндекс-карты Яндекс-карты

Собор расположен в северо-восточной части обширного монастырского двора по оси «Святых ворот».

Такое расположение Собора позволило организовать обширную соборную площадь перед его западной и южной сторонами. На эту площадь выходят самые значительные и нарядные здания.

Прообразом пятиглавой Успенской соборной церкви послужил Московский Успенский собор, определивший объемную и планировочную структуру здания как трехнефную, шестистолпную с четырехчастным делением фасадов по длинным сторонам, переходящим в килевидные завершения и позакомарные покрытия.

В остальном же Тихвинский Успенский собор представляет собой самостоятельный памятник архитектуры начала XVI века, не имеющий повторений. Отличие его от других подобных соборов, построенных одновременно (собор Преображения Хутынского монастыря в Новгороде, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Ярославского Спасо-Преображенского собора и др.) заключается в том, что он был одноэтажным, поземным, без горизонтальных членений фасадов, с невысокими, первоначально открытыми папертями.

В 1690 году артель тихвинских иконников во главе с Иваном Шемушским за один летний сезон расписала фресками стены, столбы, свод, портал Успенского собора.

В конце XVIII века монастырские власти произвели «поновление» стенного письма, в результате которого частично погибли старые фрески. Однако целые композиции этих росписей и отдельные фигуры сохранились до наших дней на северо-западной стене, в северо-восточном углу и на сводах.

Частично остались нетронутыми и росписи наружных стен собора, выполненные в 1661 году мастерами Григорием Андреевым, Мироном Евдокимовым и другими иконописцами, работавшими во второй половине XVII века, в период расцвета тихвинского иконописного промысла.

Перестройки XVIII -первой четверти XIX вв. и растеска древних оконных проемов исказили объемно-пространственную композицию и силуэт первоначального облика здания.



 Ярослав Блажин